Воспитание детей раннего возраста
1. Двигательная деятельность в жизни ребенка раннего
возраста;
2. Воспитание привычек здорового образа жизни у детей 3-х
летнего возраста.
Задачи:
Выделение условий для физического развития детей и формирование целевой
установки профессиональной деятельности воспитателей групп раннего возраста.
1. Работа по разделу «Растим детей
здоровыми, крепкими, жизнерадостными» требует от воспитателя особой
компетентности, ведь он имеет дело с чрезвычайно пластичным, ранимым и быстро
развивающимся организмом ребенка. Сегодня мы с Вами поведем серьезный разговор о
значении движений в жизни ребенка, в его целостном, гармоничном развитии; о
необходимости учета разнообразных возрастных особенностей систем организма.
Сохранение и укрепление здоровья
ребенка является первоосновой его полноценного развития. Здоровый, нормально
развивающийся малыш обычно подвижен, жизнерадостен, любознателен. Поэтому
овладение основами двигательной и гигиенической культуры, психическое
самочувствие ребенка в условиях ДОУ должны быть предметом особого постоянного
внимания педагогов.
Движения являются важнейшей жизненно
необходимой потребностью, средством укрепления сердечно-сосудистой,
дыхательной, нервной систем, а также их лечения. Обратите внимание, что даже с
предметами малыш действует на ходу, очень редко присаживаясь или
останавливаясь. Чем разнообразнее движения, тем больше информации поступает
в мозг, тем интенсивнее идет интеллектуальное развитие. Развитие движений –
один из главных показателей нормального нервно-психического развития ребенка.
Движения – эффективное средство
воспитания. Двигаясь, ребенок познает окружающий мир, учится любить его и
действовать в нем. В процессе двигательной деятельности происходит
формирование психики, развитие способностей, жизненной активности, значимых
качеств личности: любознательности, инициативности, настойчивости,
произвольности поведения, самостоятельности.
Важной особенностью центральной нервной системы ребенка
раннего возраста является незаконченность морфологической структуры и
функционального развития коры головного мозга. Педагогам полезно знать, что
на развитие и созревание нервной системы оказывает влияние освоение и особенно
повторение различных движений. Физиологи считают, что неоднократное
повторение возбуждения в рецепторах способствует образованию миелиновой
оболочки проводящих путей; в связи с этим повышается скорость передачи нервного
возбуждения в центральные отделы. Благодаря этому у ребенка возрастает быстрота
реакций, а движения становятся более уверенными и четкими. Исследования
разработчиков программы «Детство» показали, что посредством регулярных игр с
малышами, предполагающих быструю реакция на сенсорные раздражители (звук, цвет,
форму), у детей в этом возрасте можно существенно повысить скорость простой и
сложной реакции (реакции выбора и реакции на движущийся объект).
Выполнение особых движений способствует
также развитию речевых центров коры головного мозга. Например массаж пальцев и
кистей рук, а также сгибание-разгибание, разведение, вращение,
сжимание-разжимание пальцев, кистей. Эти упражнения хорошо сопровождать чтением
потешек, стихов, пением песенок, поощряя попытки малыша вторить взрослому.
В то же время педагогам важно
учитывать, что возможности ребенка
младшего возраста весьма ограниченны. В
связи с этим важно грамотно организовать накопление ребенком двигательного
опыта, учитывая физиологические и
психические особенности, которые заключаются в следующем. Нервные процессы (возбуждение
и торможение) слабы и неуравновешенны, преобладает возбуждение. Вследствие
этого ребенку тяжело выполнять движения в медленном темпе, сохранять
равновесие. Малышу легче пробежать, чем пройти.
Также ребенку трудно удерживать
внимание, управлять им - малыша легче научить что-то делать, чем удержать от
действия. Также детям трудно быстро начать и быстро закончить действие. Не
рекомендуется прекращать резко двигательную деятельность ребенка. Переход от
динамического состояния к статическому должен быть постепенным.
Специфическая особенность детей
третьего года жизни: ребенок в этом возрасте легко воспринимает
определенную последовательность действий, но с трудом осваивает изменения в
ней, часто раздражается при необходимости изменения. Это важно помнить как при
обучении физическим упражнениям, так и при формировании культурно-гигиенических
навыков: требования взрослых должны быть едиными, и это поможет формировать у
ребенка устойчивые алгоритмы действий (например, последовательность действий
при мытье рук, одевании, ходьбе по дорожке).
Хотелось бы обратить особое внимание педагогов
на необходимость предоставления малышу возможности действовать самостоятельно.
Самостоятельная двигательная
деятельность имеет огромное значение для гармоничного развития малыша:
саморазвития, закрепления умений, сформированных в ходе специального обучения,
овладения позицией субъекта деятельности, удовлетворения естественной
потребности детей в движениях. В ходе самостоятельной двигательной деятельности
ребенок пробует свои силы, проявляет инициативу, подходит к оценке
результативности своих действий. Малыш в этой деятельности имеет возможность
активно повторять движения столько раз, сколько хочет, выбирать те движения,
которые ему в данный момент интересны, действовать и думать независимо от
взрослого. Все это повышает его тонус, заряжает положительными эмоциями. В
связи с этим важно стремиться так организовать жизнь ребенка, чтобы самостоятельная
двигательная деятельность составляла не менее 2\3 его общей двигательной
активности.
2. В приобщении малышей к здоровому образу жизни
особо важно овладеть основами гигиенической и двигательной культуры. О
двигательной культуре было сказано выше.
Гигиеническая культура осваивается
через приобретение детьми гигиенических навыков ухода за своим телом, культуры
еды, бережного отношения к личным вещам, к предметам и игрушкам, поддержания
порядка в окружающей обстановке.
Необходимое условие для успешного
гигиенического воспитания – единство требований со стороны взрослых. Ребенок
приобретает привычки здорового образа жизни в общении с воспитателем, няней.
Няня помогает воспитателю проводить закаливающие и гигиенические процедуры,
участвует в уборке постелей, одевании, кормлении детей. Поэтому в действиях
воспитателя и няни должна быть строгая согласованность.
Программой детского сада предусмотрено
формирование различных культурно-гигиенических навыков, для младших
дошкольников это отражается в овладении следующими практическими умениями:
- Умывание;
- Уход за внешним видом;
- Поведение за столом;
- Уход за вещами и игрушками;
- Одевание;
- Игровые умения (Умение отражать в
игре процессы умывания, одевания, еды).
Чистота
и опрятность
Привычку быть чистым и опрятным
воспитать у ребенка, в общем, не сложно. Здесь важна прежде всего
последовательность. Если вы обращаете внимание на то, что руки у малыша
грязные, и моете их, если вы всегда вытираете ему лицо, когда он измазался
едой, если не позволяете ходить ему с грязным носом, малыш через какое-то время
начинает ощущать необходимость привести себя в порядок. И пока он не приведет
себя в порядок – сам или с помощью взрослого, он испытывает своеобразное
неудобство.
Нужно стараться, чтобы умывание было
приятно малышу. Вода должна быть комнатной температуры, рукава малышу нужно
засучить, чтобы вода туда не заливалась (это не очень приятно). Постепенно
предоставляйте ребенку все большую самостоятельность при умывании. Естественно,
вы покажете, как мыть руки и лицо, как правильно намыливать их, как вытереться
после умывания.
А почему малыш не любит сморкаться?
Возможно, ему однажды сделали больно, сильно сжав нос? Межу тем с самого начала
второго года можно приучать ребенка к носовому платку, и если вы всегда
вытираете ему грязный нос, то после двух лет он сам будет просить сделать это.
В кармане у него всегда должен быть чистый носовой платок!
Также тщательно следите за чистотой и
опрятностью одежды ребенка. На третьем году жизни это должно стать и заботой
самого малыша. Даже если он еще не в состоянии заметить непорядок в одежде, он
должен привыкать устранять его – самостоятельно или с вашей помощью.
Запачкалось платье у девочки – предложите принести чистое и переодеться с вашей
помощью. Расстегнулась пуговица – пусть застегнет.
Что касается мокрых штанишек, то ваша
задача номер один не допускать, чтобы ребенок привыкал к тому, что они мокрые.
Напротив, надо постараться, чтобы это стало ему неприятным. Тогда у него будет
достаточно серьезная побудительная причина стремиться к опрятности. Намоченные
штаны вы смените немедленно и обратите на это внимание малыша.
Напоминайте малышу время от времени (не чаще, чем
через час-полтора), что надо сесть на горшок. Если он отказывается, не
настаивайте, скажите: «Хорошо, попросишься сам, когда захочешь». Малыш должен
почувствовать ваше спокойствие. Это, пожалуй, главное. Всякий раз, когда малыш
попросился вовремя, похвалите его: «Вот молодец, сам попросился. Когда тебе еще
нужно будет, скажи обязательно, и штанишки будут сухими». Но если малыш
окажется мокрым и будет переживать это печальное обстоятельство, ободрите его:
«Ничего, ничего, ты ведь умеешь проситься. А сейчас я тебя переодену».
Спокойное,
терпеливое поведение не может не дать через некоторое время желаемых
результатов.
Комментариев нет:
Отправить комментарий